" Гражданская инициатива - Раменское " ( " Полит - кафе Раменское " )

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Экономика России.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Экономика России.
http://sg.uploads.ru/t/HoY6N.jpg

0

2

Как актуально и сейчас!
Полемика и обсуждение.
Процветание России возможно только при расширении экономической свободы.…

В качестве причин, объясняющих достигнутый уровень богатства того или иного народа, а также темпы его умножения, существующие теории благосостояния называют: удобное географическое положение, благоприятный климат, наличие или отсутствие природных ресурсов, сбережения и инвестиции, здоровье и образование населения, участие в международной торговле и иные факторы.
   Каждая из теорий благосостояния по-своему интересна, но ни одна из них не смогла представить убедительных доказательств собственной правоты. Да и статистический анализ не подтверждает наличия устойчивых связей между названными факторами и темпами долгосрочного экономического развития.
   Такое объяснение смог дать только экономический либерализм. Еще в V веке до н.э. китайский мудрец Лао-цзы писал: "Когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным. Когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников".
   В классическом труде Адама Смита "О природе и причинах богатства народов" были названы важнейшие условия процветания стран и населяющих их жителей. Это хорошие законы, необременительные налоги и мир. Вот основные компоненты канонического определения свободы хозяйственной деятельности. Там же было сформулировано главное правило экономической политики: чем меньше государство занимается экономикой, тем лучше для экономики.
   Многочисленные эмпирические исследования продемонстрировали устойчиво отрицательную связь между масштабами государственного вмешательства в экономическую жизнь и темпами экономического роста. Какие бы конкретные формы и виды ни принимала государственная экономическая политика (государственное предпринимательство, бюджетная, денежная, внешнеторговая политика), вмешательство государства в экономическую жизнь означает ограничение экономической свободы.
   Экономическая свобода в современном понимании предполагает базирующуюся на неприкосновенности частной собственности свободу производить, торговать, сберегать, инвестировать, пользоваться созданным и заработанным, вступать в экономические контакты с соотечественниками и иностранцами, устанавливать цены, пользоваться любыми денежными единицами по взаимному согласию участвующих в контракте сторон.
   Ограничения экономической свободы участников рынка создаются государством, а также конкурирующими с государством негосударственными лицами. Государство ограничивает экономическую свободу с помощью таких инструментов, как конфискация частной собственности, неисполнение контрактов, создание неравных и непредсказуемо изменяющихся условий хозяйственной деятельности, прямое государственное налогообложение, государственные заимствования, государственные расходы, бюджетный дефицит и государственный долг, репрессивная валютно-денежная политика, внешнеэкономический протекционизм.
   Высокое налогообложение национальных производителей повышает издержки производства, удорожает продукцию, делает ее менее конкурентоспособной, сокращает возможности отечественных компаний на новых и старых рынках.
   При нехватке экономических ресурсов, собранных с помощью налогов, государство прибегает к займам. Государственные заимствования на внутреннем рынке уменьшают национальные сбережения и инвестиции, повышают процентные ставки, удорожают коммерческий кредит. Заимствования на внешнем рынке увеличивают государственный внешний долг, грозящий валютными кризисами и государственным банкротством.
   Если не хватает традиционных бюджетных доходов государство обращается к денежной эмиссии и, следовательно, инфляционному налогообложению -- экономически самому неэффективному и наиболее тяжелому для работников бюджетной сферы, пенсионеров и других лиц, получающих фиксированный доход.
   Осуществляя регулирование экономических процессов, государство перераспределяет финансовые ресурсы, минуя государственный бюджет. Устанавливая нормы, правила, ограничения, квоты, льготы, разрешения, исключения и т.п., государство изменяет направления и масштабы движения экономических ресурсов, делая их размещение менее эффективным. Например, регулируя цены на потребительские товары, на продукцию и услуги так называемых естественных монополий, государство тем самым искусственно субсидирует одни товары и удорожает другие, искажая таким образом ориентиры потребительских предпочтений и задерживая назревшую адаптацию в структуре спроса.
   Государственные ограничения на внешнюю торговлю, на валютообменные операции, на движение капиталов затрудняют адаптацию отечественных производителей к условиям мирового рынка, способствуют оттоку капитала, замедляют национальный экономический рост, усиливают хозяйственную стагнацию. Таможенные пошлины и нетарифные барьеры ограничивают приток иностранных товаров, повышают изоляцию национального рынка от процессов, происходящих в мировой экономике.
   Постоянные изменения экономического законодательства и нестабильность важнейших координат экономического развития (темпов инфляции, валютного курса, процентных ставок, количества налогов и уровня налогообложения, таможенных пошлин и иных регулятивов) ограничивают экономическую свободу, снижают хозяйственную активность участников рынка, замедляют экономический рост. Стабильность и предсказуемость условий хозяйствования являются важными составляющими экономической свободы.
   Группой исследователей, создавших Всемирную ассоциацию сторонников экономической свободы и объединяющую ныне экономистов из 55 стран мира, был предложен количественный измеритель способности государства выполнять свои прямые обязательства и проводить либеральную экономическую политику -- индекс экономической свободы.
   Этот индекс рассчитывается для каждой страны и каждого года по стандартной методике. Вначале определяются величины 25 показателей, характеризующих уровень экономической свободы в семи следующих сферах:
          удельный вес государства в экономической жизни,
          структура экономики и распространение рыночных механизмов,
          денежная политика и ценовая стабильность,
          свобода использования иностранной валюты,
          господство закона и неприкосновенность частной собственности,
          свобода внешней торговли,
          свобода деятельности на рынках капитала.
   Затем абсолютному значению каждого показателя придается ранг от 0 до 10 -- таким образом, что 0 соответствует наименьшему, а 10 -- наивысшему уровню экономической свободы. Наконец, для получения суммарного результата используется статистическая процедура метода главных компонент. В результате каждая страна (а точнее, экономическая политика каждой страны) получает количественную оценку предоставляемой ее гражданам экономической свободы.
   Проведенный на основе этих оценок статистический анализ убедительно демонстрирует устойчивую взаимосвязь между уровнем экономической свободы и благосостоянием народов. Из 119 стран, по которым были получены оценки индекса экономической свободы в 90-е годы, страны, составившие первый квинтиль (одну пятую часть общего числа стран с наиболее высокими значениями экономической свободы), имели самые высокие показатели производства ВВП на душу населения -- почти 19 тыс. долларов -- и самые высокие темпы экономического роста -- более 2% в год. С уменьшением уровня экономической свободы уменьшаются и величины душевых доходов и темпы экономического роста. Страны, составившие последний, пятый квинтиль (20% стран с самыми низкими показателями экономической свободы), имели и самые низкие величины доходов на душу населения (чуть более 2200 долларов) и в среднем отрицательные темпы экономического роста (-1,9% в год).
   Экономически свободные страны демонстрируют успехи не только в сфере экономического роста. Практически все традиционно используемые показатели социального и человеческого развития в них оказываются существенно лучше, чем в экономически несвободных. Так, средняя продолжительность жизни в странах, сформировавших первый квинтиль по индексу экономической свободы, более чем на 20 лет превышает показатели стран, составивших последний квинтиль, -- 76,4 и 55,2 года соответственно. Младенческая смертность в экономически свободных странах в среднем в 11 раз меньше, чем в экономически несвободных (соответственно 7,3 и 83,3 умерших в возрасте до одного года на 1000 родившихся).
   Существенное повышение уровня экономической свободы для участников рынка в разных странах после второй мировой войны создало все известные примеры того, что позже получило название экономического чуда. Везде -- от Западной Германии и Италии до Японии и Тайваня, от Чили и Маврикия до Ирландии и континентального Китая -- проведение либеральной экономической политики приводило к впечатляющим, но совершенно закономерным результатам. В то же время в мире не было ни одной страны, в которой проведение политики, противоположной либеральной (интервенционистской или популистской), имело бы благоприятные экономические последствия.
   Если либеральная экономическая политика приводит к таким очевидным положительным результатам, то почему же, как утверждается, осуществление в последнее десятилетие в России сопровождалось таким жестоким экономическим кризисом, таким глубоким спадом производства и потребления, такой длительной стагнацией? Ответ на этот вопрос заключается в том, что либеральной экономической политики в России не было, хотя в стране получил широкое распространение миф о либеральной экономической политике, якобы проводившейся в последнее десятилетие.
   В условиях рыночной экономической системы возможно проведение разных видов экономической политики -- от последовательно интервенционистской и популистской до последовательно либеральной. Следовательно, в одно и то же время можно иметь рыночную экономическую систему и проводить НЕлиберальную экономическую политику. Те или иные экономисты и политики могут быть сторонниками рыночной экономики и одновременно популистами, интервенционистами, но в любом случае НЕлибералами. Именно так и получилось в России. Переход от плановой экономики к рыночной в ней проводился рыночниками, если угодно, реформаторами, но не либералами.
   Основными чертами российской экономической политики последнего десятилетия стали экономический популизм, приватизация государства и ограничения экономической свободы.
   Кризис российского государства, о котором столько было сказано в последнее время, проявился прежде всего в экономическом популизме. Он вызван неспособностью государства адаптировать свои потребности к динамично меняющимся внутренним и внешним условиям, значительным расширением обязательств государства за пределы его основных функций, его постоянными, но безуспешными попытками выполнить эти обязательства (в том числе и несвойственные ему и ненужные) за счет извлечения из частного сектора и последующего перераспределения ресурсов в масштабах, несопоставимых ни с уровнем экономического развития страны, ни с ее экономическим потенциалом.
   Усиление масштабов перераспределения государством экономических ресурсов сопровождалось одновременным уходом его из тех сфер деятельности, какие являются исключительной прерогативой самого государства. Произошла глубокая приватизация основных функций государства -- функций, связанных с осуществлением насилия, а также процесса установления правил и норм хозяйственной жизни. Государство не только продемонстрировало неспособность гарантировать исполнение частных контрактов, но и в массовом порядке нарушало и продолжает нарушать контракты, заключенные им самим.
   Переход к рыночной экономике сопровождался существенным расширением масштабов вмешательства государства в экономическую деятельность. По всем направлениям своей деятельности -- налогообложение, регулирование, репрессивная денежная политика -- государство увеличило экономическую нагрузку на частный сектор и ограничило экономические свободы российских граждан. Через государственный бюджет в первой половине десятилетия перераспределялось более половины, а во второй -- около половины ВВП. Темпы инфляции в среднем за десятилетие превысили 200% в год. Масштабы государственного регулирования (лицензирование, квотирование, валютное и таможенное регулирование, разрешительный характер регистрации бизнеса) существенно возросли. При значительном сокращении экономического потенциала страны, снижении общей численности населения, а также числа занятых в экономике на 14% количество работников государственного аппарата удвоилось. Произошла не столько либерализация экономики, сколько либерализация государства. В результате одновременного действия двух процессов -- огосударствления экономики и приватизации государства -- произошло резкое снижение эффективности деятельности как экономики, так и государства.
   Незначительное расширение экономической свободы в 1993, 1995, 1999 годах сопровождалось либо снижением темпов экономического спада, либо возобновлением экономического роста. В то же время регресс в экономической политике, наблюдавшийся во время "потерянных лет" -- 1994 и 1996 годов, приводил либо к увеличению темпов спада, либо к их сохранению. На этом фоне становится ясно, что деятельность правительства "младо реформаторов" в 1997 году, по сути дела, не способствовавшая расширению экономических свобод, вряд ли сама по себе могла бы привести к восстановлению в тот период экономического роста, если бы тогда же не наблюдалось массового притока иностранного капитала. Кроме того, очевидно, что особенно резкое сокращение производства в 1992 году было вызвано не только, а возможно, и не столько непосредственно переходом от плановой экономики к рыночной, сколько существенным ограничением экономических свобод.
   Большую часть XX столетия в России проводилась интервенционистская и популистская экономическая политика. Именно она являлась главной причиной низких темпов развития хозяйства в советскую эпоху, экономического кризиса последнего десятилетия.
   Главной задачей государственной власти становится защита экономической свободы. Политика экономического роста не может не быть политикой расширения экономической свободы.
          "Российский экспортер", # 7, 2000г.
          Программная статья, в которой указаны причины экономического отставания стран, в частности России.
          Причины сводятся к отсутствию экономической свободы. "Политика экономического роста не может не быть     
          политикой расширения экономической свободы."
20.07.2000, Андрей Илларионов /
http://www.libertarium.ru/illarionov
http://s9.uploads.ru/t/OW7Sy.jpg

0